Дополнительная общеразвивающая программа в области современного хореографического искусства

ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией.

Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую  и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и  выносливость, гармоничное телосложение.

Программа  разработана для детей в возрасте от 3 до 18 лет. Данная программа является модифицированной и  рассчитана на детей, разных по уровню умения и вне зависимости от их природных способностей, не имеющих перед собой явной цели сделать в дальнейшем хореографию своей основной профессией (в отличие от специальных учебных заведений), не имеющих ограничений на двигательную деятельность в связи с проблемами в состоянии здоровья. Программа намечает определенный объём материала, который может быть использован  или изменён с учётом состава класса, физических данных и возможностей каждого учащегося, а также с учетом особенностей организации учебного процесса: разновозрастных, разноуровневых групп детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения.

Актуальность данной программы заключается в следующем. В большом городе, педагоги, работающие с танцевальными коллективами, имеют возможность выбирать жанры и направления танцевального искусства. Это даёт возможность добиваться более высоких результатов. В условиях маленького города, и при наличии, практически одного хореографического коллектива, задачи хореографа усложняются: встает вопрос конкурентоспособности при поездках на конкурсы и фестивали; в соответствии с социальными заказами на разные проводимые мероприятия приходится обращаться к разным направлениям танца:

  • к народному танцу (в основном, на основе проживающих в данном регионе народов);
  • к классическому танцу, как к основной учебной дисциплине (в форме тренажа для развития техники и выразительности);
  • к современной хореографии, как к виду танца, который позволяет на более свободно лексически и философски выражать художественный замысел.

Именно эти направления танца являются основными разделами данной программы.

Классический танец – это главная система выразительных средств балетного искусства, выработанная великим педагогом классического танца А. Вагановой. Предмет «классический танец» является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин, источником высокой исполнительской культуры. В процессе обучения развиваются физические данные учащихся, формируются необходимые технические навыки, накапливается определенный запас лексики. Занятия классическим танцем оказывают также воспитательное воздействие: у учеников вырабатываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, аккуратность.

Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства и профессиональной хореографии. Народно-сценический танец  знакомит с сокровищницей народного танцевального искусства, учит пользоваться ею и прививает любовь к этому виду танца, а также предполагает большую работу над характером танца. Система тренажа народно-сценического танца построена на методике преподавания И.Моисеева.

Современная хореография – динамичная развивающаяся система, включающая в себя технику джаз-модерн и такие новые направления как contemporary и  street dancе. Она создаёт  достаточную свободу в выборе лексического материала, именно эта особенность позволяет создать свой выразительный язык движений. Занятия современными танцами способствуют не только физическому развитию детей, но и создают возможность для творческой самореализации личности, так как танец позволяет создавать свою собственную философию, даёт возможность представить свой взгляд на мир.

Характерными особенностями данной программы являются достижение максимальной усвояемости материала за счет темпоритма занятий и наличие собственной системы хореографической работы с детьми с использованием инновационных приемов и методов обучения:

-  мастер-классов с приглашением педагогов других танцевальных коллективов,

-  применение психофизических тренингов для создания комфортной обстановки и развития креативности;

- презентации сомостоятельных работ учащихся – творческие танцевальные конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на концертах.

Цель данной программы – раскрытие творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

Основными задачами  педагогической деятельности данной программы являются:

  1. Образовательные:
  • сформировать практические умения и навыки;
  • дать определенные теоретические знания;
  • научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
  • научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
  1. Воспитательные:

-  воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;

  • создать дружный коллектив;
  • сформировать нравственную культуру;
  • выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации;
  1. Развивающие:
  • приобщить детей к танцевальному искусству;
  • сформировать определенную эстетическую танцевальную культуру;

- развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;

-   сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национольному, правильно их оценивать в собственном сознании;

-     развить нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное жизни и в искусстве;

  • укрепить здоровье и развить физическую выносливость.

Программа  предназначена для детей в возрасте от 6 до 18 лет.  Состав групп в каждом учебном году, в основном, постоянный, набор детей  два раза в год свободный.

Предполагаемые возрастные группы:

- подготовительная - 3-6 лет ,

- младшая  -  7-11 лет

- средняя  -    12-16 лет

- старшая - 16-18 лет.

Отличительной особенностью данной образовательной программы, в связи с изучением разных направлений танца, является ее комплексность и мобильность. По, возможности, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития. Если отдельные учащиеся легко овладевают учебной программой, то у них есть возможность освоить последующие этапы обучения, и, наоборот, если не справляются, не смотря на все усилия и дополнительные занятия (возможно, из-за отсутствия природных данных или по состоянию здоровья), меняется круг интересов ребенка или увеличивается нагрузка в школе, то всегда есть возможность закончить обучение на определенном этапе. По окончании каждого этапа выдается сертификат об обучении.

Образовательная программа предполагает групповую, индивидуальную, коллективную и фронтальную формы занятий.

Количество занятий и учебных часов в неделю:

- подготовительный уровень –  2-3 раза в неделю по 1 часу.

- базовый уровень  - 2- 4 раза в неделю по 1,5 часа;

- творческий уровень – 2-5 раз в неделю по 2 часа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

Общественно-значимые результаты: В процессе обучения будет создано творческое содружество детей с преемственностью его участников; будут достигнуты презентабельные результаты деятельности обучающихся детей: призовые места в республиканских, российских, международных  фестивалях и конкурсах.

Личностные результаты: В результате обучения по программе учащиеся будут иметь представление о хореографическом искусстве; владеть практическими умениями и навыками, теоретическими знаниями в объёме данной  программы; научаться чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях; приобретут общую эстетическую и танцевальную культуру; научаться самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями (эти результаты будут отслеживаться в процессе концертных выступлений и зачетных формах подведения итогов обучения).

У учащихся сформируется определенная нравственная культура; выработается социальная адаптация, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации; сформируется выраженное желание и умение самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития; сформируется  готовность к обучению в вузах и техникумах (не только творческой направленности) за счёт повышенной работоспособности, конкурентоспособности;  сформируется умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национольному, правильно их оценивать в собственном сознании; укрепиться  здоровье и физическая выносливость.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы  предполагаются: открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных концертных программах, конкурсах, фестивалях. В конце каждого учебного года будет проводится отчётный концерт, т.е. оцениваются в основном презентабельные результаты.

Реализация этой программы возможна на основе следующих принципов:

целенаправленность учебного процесса; систематичность и регулярность занятий;

постепенность развития природных данных учащихся; строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приёмами танца; доступность учебного материала; учёт возрастных физических и технологических возможностей детей; результативность обучения; индивидуальный подход в обучении; учёт специфических особенностей региональной культуры; комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.